Другие новости
Прошли те времена, когда офисное пространство рассматривалось через призму отдельно взятого помещения, арендованного в разорившемся НИИ либо государственном предприятии. Это как поездка семьей в 90-е на машине на море, чтобы «дикарями» отдохнуть в палатке и полюбоваться на красоты. Возможно такой вид отдыха и сегодня привлечет некоторых туристов. Но времена меняются, на смену палаткам, приходят отели «все включено».
Так и рынок коммерческой недвижимости: он развивается и диктует свои условия. Сегодня, бизнес-центр должен предлагать своим арендаторам не только некую базовую составляющую, типа офиса с высококлассной инженерией и профессиональным управлением, но и определенную инфраструктуру, чтобы офисные работники имели под рукой все необходимое, не выходя в город. Существует ли некий базовый набор услуг в бизнес-центре?
Для начала давайте попробуем оценить, что входит в состав инфраструктуры делового центра. Например, инфраструктура какого-либо административного здания класса В может состоять лишь из небольшой наземной парковки, службы ресепшен или охранника на входе, минимального кафе или столовой.
На первый взгляд, инфраструктура делового центра классов В+ и А не сильно отличается от В. Там тоже присутствуют кафе, столовые, магазины, наземные парковки. Но между ними лежит пропасть. Разница — в качестве предоставления всех этих услуг.
Очень часто бизнес центры класса В и С были реорганизованы из комплекса зданий государственных предприятий еще советской эпохи, которые в ходе продажи достались разным собственникам. Как следствие, объекты этого класса имеют сложный подъезд, неухоженную территорию, множество разрозненных собственников, запутанную навигацию.
Деловые центры классов В+ и А спроектированы так, что к ним осуществляется комфортный подъезд. Архитекторы тщательно продумывают этот момент.
Навигация — еще один из составных элементов успешного делового центра. Она необходима как снаружи, так и внутри комплекса. Отдельно стоит упомянуть навигацию подземных и наземных парковок, цель которой создать такие условия, чтобы водитель легко ориентировался в паркинге.
Исходя из опыта нашей компании, среди тех элементов инфраструктуры, которые арендаторы хотят получить в современном деловом центре, одно из первых мест занимает наземный и подземный паркинг, включая гостевые места.
Наличие обустроенной входной группы должно быть спроектировано так, чтобы посетители не загораживали проход в ожидании пропуска или встречающего их сотрудника. Зона для посетителей должна быть уютной, с диванчиками и столиками, с кафе для проведения переговоров в неформальной атмосфере и бесплатным wi-fi.
Вообще, чем шире спектр сервисов (конференц-залы, кафе, ресторан, фитнес, страховые и туристические услуги и т. п.) — тем выше качество инфраструктуры. Например, в нашей практике наличие ресторана наряду с недорогим бистро может стать решающим моментом для крупного арендатора, так как ресторан — это место общения и переговоров для топ-менеджеров.
Отделанный инфраструктурный пласт заложен в области работы эксплуатирующей компании. Для арендатора на объекте именно эксплуатирующая компания является лицом арендодателя. Технический менеджмент, клининг, охрана, работники ресепшен — все это, как правило, входит в объем работы эксплуатирующей компании.
Таким образом, на первый взгляд, инфраструктура не имеет большого значения, но, углубившись в изучение ее многогранных составляющих, становится понятно, что в нынешней ситуации «все включено» – весомый аргумент!