Как сократить затраты на аренду офиса?
19.01.2021
Как сократить затраты на аренду офиса?

     Сложившаяся экономическая ситуация вынуждает владельцев и управляющих бизнеса искать способы снизить затраты во всех возможных сферах деятельности. Рынок коммерческой недвижимости не исключение. В попытках минимизировать последствия кризиса, арендаторы и собственники ищут новые точки соприкосновения. Главный вопрос на повестке дня: как сократить расходы на аренду?

 

     Сегодня мы разберем несколько кейсов, как именно можно не только сократить издержки на аренду офиса, но и даже заработать.

 

     Если нужна скидка или отсрочка?

 

     Ведем переговоры и договариваемся. Собственник, в первую очередь, ваш партнер и зачастую сам прекрасно понимает, что в сложившейся рыночной ситуации следует идти на компромисс.

     Однако здесь вам необходимы объективные аргументы, способные убедить партнера в том, насколько изменилась ситуация у вас и в целом на рынке аренды аналогичных помещений. Во многих случаях хорошо работает отсылка на подтвержденное мнение других авторитетных участников рынка, таких как крупные застройщики-арендодатели, агентства недвижимости, консалтинговые компании-оценщики.  

     Стоит понимать, что предоставление одномоментной скидки, тем более в существенном размере, может быть очень болезненно для противоположной стороны и даже неприемлемо по объективным причинам. Например, высокие выплаты по кредитам либо налогам предыдущих периодов. Это означает, что глубина скидки может быть больше, а вероятность ее получения выше, если попробовать договориться с арендодателем на постепенное снижение ставки в течение нескольких месяцев.

 

rent reduce

 

      Если же договориться о снижении ставки не получается, выходом может стать предоставление платежных каникул с переносом части арендных платежей на будущее. Если ваш арендодатель готов поверить в вас и дать вам такой «кредит» без предоставления дополнительного обеспечения (залог, банковская гарантия), значит, он ваш настоящий партнер и ценит ваши с ним долгосрочные отношения.

     В случае, когда договориться о снижении платежей не получается, стоит обсудить со своим арендодателем возможность ротации офиса на меньшую площадь у него же. Если, конечно, у арендодателя есть такая возможность.

     В этом, кстати, неочевидное на первый взгляд дополнительное преимущество аренды у крупных арендодателей, имеющих в собственности большое количество объектов и способных предложить альтернативу арендатору не только, когда тот растет, но и когда снижает арендуемую площадь. На практике, такой вариант позволяет вам быстрее решить вопрос с переездом в меньший офис, чем расторгать договор и снимать помещение в другом месте.

 

     Если договориться не получилось?

 

     Если же ни один из описанных вариантов не сработал, вам необходимо, следуя условиям подписанного договора аренды, расторгать его, заблаговременно уведомляя арендодателя, вашего партнера по бизнесу.

     С долгосрочными договорами в классе А и В+ сложнее, они завязаны на долгий срок: три-пять лет. Но и здесь есть возможность обыграть ситуацию. Например, иначе выстроить бизнес-процессы, часть сотрудников перевести на удаленку либо внедрить систему hot-desk, сократив тем самым используемые площади. Высвободившиеся помещения сдать в субаренду, сменить формат с традиционного офиса на коворкинг.

 

Институт Гёте
Colins
Juki
Мегаполис Медиа
БНБ банк
СТА Логистик
Папцел
Таск
Ресилио
Пластма-Консалт