В прошлой нашей статье мы рассказали, как можно сократить затраты на офис, придерживаясь принципа: арендодатель в первую очередь ваш партнер по бизнесу. Хорошо, если это действительно так, и во главе стола находится стремление к компромиссу с обеих сторон.
Но что делать, если договориться с арендодателем не удалось? Есть несколько очевидных вариантов: переехать в офис подальше, поскромнее и подешевле, или сократить персонал и другие затраты. Все они проигрышные.
Возможно ли выйти из сложившейся ситуации без потерь? Сегодня мы разберем несколько кейсов крупных компаний.
Activity based office
Еще в далеком 2014 году норвежское подразделение PwC сумело на четверть сократить размер офиса, не уволив ни одного человека. В этом помогла концепция Activity based office, позволяющая создать планировку офиса на основе анализа типов активности сотрудников. В отличие от системы hot-desk концепция Activity based office все равно позволяет каждому сотруднику иметь свое рабочее место.
Как это работает? Сначала с помощью анкетирования исследователи выясняют, как распределяется рабочее время каждого сотрудника в течение дня и какие возникают при этом проблемы. Далее на основании анкет сотрудников делят на группы: те, кто постоянно находится на рабочем месте, те, кто весь день находится в офисе, но редко сидит за столом, те, кто работает вне офиса, но могут появиться для обмена информацией, и группа руководителей, которые проводят встречи либо видеосовещания. На основании этой информации подсчитывается необходимое количество рабочих столов, переговорных комнат, зон официальных и неформальных встреч.
В итоге PwC удалось сократить на треть количество столов, большая их часть стала «свободными», при желании их может занять любой желающий.
Даже после апгрейда только 83% столов были задействованы в течение дня. Таким образом появился даже резерв для роста количества персонала.
Объем текущих затрат на обслуживание офиса удалось снизить за год на 40%.
Как заработать на офисе?
Здесь есть несколько вариантов.
Компания Schneider Electric решила не выбрасывать старую мебель и технику, а продавать ее стартапам, региональным офисам и другим компаниям.
Компания Finch часть офиса превратила в коворкинг и сдала рабочие места в субаренду. Их субарендаторами стали переводчики, дизайнеры и фотографы.
Компания Luxoft сдает людные места своего офиса вендинговым компаниям для установки аппаратов по продаже кофе и снеков.
Нестандартные решения.
Некоторые компании решили пойти еще дальше.
Компания IG&H решила заменить стандартную зону ресепшена кофейней, в которой бариста выполняет функцию секретаря. По итогу пространство превратили в место проведения неформальных встреч, уютное рабочее место и источник дополнительного дохода.