Во всем мире организация офисных пространств напрямую зависит от потребностей арендаторов. На смену одному поколению приходит другое, которое выдвигает к офисам все новые и новые требования, отвечающие духу времени. Все, что устраивало поколение Baby Boomers, совсем не подходит поколениям X и Y, а тем более устареет для поколения Z. Перед нами знаменитая концепция «Беби-бум, X, Y, Z», изложенная американскими учеными Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом.
Сегодня теории поколений уделяют внимание все: маркетологи, социологи, антропологи, политики и даже девелоперы. Стараются использовать знания о поколениях, как о потребителях, и разрабатывают стратегии взаимодействия с ними.
Сегодня мы поговорим о поколении миллениалов, кто они и какие офисные пространства предпочитают.
Миллениалы или поколение Y — это люди, родившиеся в 1985–2004 годах. Но на самом деле не существует чётких временных и возрастных рамок, очерчивающих переход от одного поколения к другому. Миллениалов объединяет не возраст, а ценности.
Исследования социологов из RuGeneration показывают, что миллениалов привлекают нематериальные стимулы. Они не спеша выбирают работодателя и во главу угла ставят самореализацию, социализацию и индивидуальный подход к своей персоне. Мощным конкурентным преимуществом в борьбе за миллениалов становится организация рабочего пространства в соответствии с приоритетами поколения.
Самореализация и развитие творческого потенциала, стремление узнавать новое, общение и социализация — вот приоритеты миллениалов. На работе они хотят видеть дружелюбную среду: зоны отдыха, неформального общения и перекусов, зоны для совместной работы и мозговых штурмов, хот-дески — всё это практически обязательно. Например, в офисе компании Альфа-Лаб сотрудники расхаживают в домашних тапочках и записывают на стенах свои идеи.
Для нового поколения важно быть причастными к общему делу, совместно работать над продуктом или проектом. Обязательно предусмотрите в офисе место для запланированных и спонтанных собраний и брейн-стормов. В маленьких офисах с ролью переговорных справятся небольшие лаунж-зоны. Обзаведитесь круглым столом, пуфами; небольшая функциональная кухня со столом на 6-8 человек тоже может быть местом для совместного креатива. К услугам сотрудников «Альфа-Лаборатории» — IT-подразделения «Альфа-банка» — пуфики и столы на балконе-веранде.
Не нужно привязывать миллениала к рабочему столу — принцип закрепленных рабочих мест уходит в прошлое. Несмотря на склонность к коллаборации, все мы порой нуждаемся в уединении для работы — это могут быть акустические кабины или диваны с высокими боковинами и спинками, защищающие от гула open-space и чужих глаз.
У нового поколения горожан нет четкой границы между работой, домом, хобби, спортом. Разные сферы жизни интегрируются друг в друга. Рядом с офисом или в самом офисе миллениалы хотят иметь возможности для занятия спортом, доступ к качественной еде, места для общения и для отдыха, где можно «переключить мозг». Сотрудники хотят жить полноценной жизнью, не тратя время на перемещение. Дайте им эту возможность — и получите лояльность при скромных затратах. Для уставших сотрудников компании Qiwi есть sleep-box’ы — комнаты для сна на каждом этаже головного офиса
Поскольку миллениалы хотят индивидуального подхода и к своему рабочему времени и пространству, растет доля работающих дистанционно или по гибкому графику. Компании при этом экономят на аренде и мебели: команда не бывает в офисе в полном составе, не у всех есть закрепленные рабочие места — и не нужны лишние столы и метры.
На конференции Business&Design Dialogue, прошедшей в 2019 году в Москве, прозвучало мнение, что сегодня с офисами конкурируют скорее коворкинги, нежели работа на дому.
И до тех пор, пока мы не научимся передавать мысли на расстоянии, даже у капризных миллениалов будет потребность в невиртуальных офисных форматах.