Другие новости
— Сейчас уже никто не говорит про офис исключительно как про рабочее место. В первую очередь это пространство для жизни. Многие люди проводят на работе 10−20 часов в сутки и им недостаточно иметь там просто стол, стул и компьютер.
Многие уверены, что понятие «офис для жизни» пришло на наш рынок благодаря ИТ-компаниям. Но это не так. Первыми стали крупные международные организации. Выходя на наш рынок, они отправляли владельцам бизнес-центров брендбуки, в которых были четко прописаны все требования к помещениям, и арендодатель просто не мог их не соблюсти.
Арендаторам теперь не нужны просто помещения формата openspace, где они собираются разместить персонал. Они запрашивают к рабочей зоне еще 40% площади, где их сотрудники будут пить кофе, общаться, заниматься йогой, коворкингом, тимбилдингом.
Сейчас компании становятся гибкими, они работают двухнедельными спринтами. И естественно, что они хотят такой же гибкости от всего, с чем они соприкасаются — офисов в том числе. Но наш рынок коммерческой недвижимости живет не двухнедельными, а двадцатилетними спринтами. И он очень отстает от потребностей арендаторов.
Будущее офисов — за гибкостью. Пространство должно быть таким, чтобы его можно было трансформировать хоть каждые два дня. Сегодня популярна йога, а завтра это помещение нужно будет переделать под тренажерный зал, а еще через неделю — скажем, для игр в покер.
Но чтобы у нас появились такие форматы недвижимости, нужно лет 5−6 поработать в условиях стабильного рынка. Пока же у нас рынок либо на стороне арендатора, либо на стороне арендодателя, причем смена позиций происходит достаточно быстро — раз в 2−3 года. Как только ситуация стабилизируется — мы увидим объекты нового уровня.